Уральский Центр Духовной Культуры
Региональная Общественная Организация

24.10.2018. Две выставки, два отношения. (Выставки картин Куинджи и Рерихов)

04 (1)В отличие от выставки картин А.И.Куинджи, выставка произведений Рерихов разочаровала и огорчила. Ясно, что цель организаторов была не столько представить жизнь и творчество наших выдающихся соотечественников, сколько извратить и исказить их.

_________________________________________

Больше часа мы стояли в очереди, чтобы попасть на выставку картин Архипа Ивановича Куинджи. И хотя сквозь легкую дымку облаков проглядывало солнце, холодный ветер давал знать, что на дворе октябрь. Людской поток двигался медленно, выставка прославленного живописца занимала два этажа Инженерного корпуса Третьяковки и требовалось время на ее осмотр. Поэтому посетители не спешили расставаться с полюбившимися полотнами и ожидающие своей очереди совсем продрогли на осеннем ветру. Порой являлась мысль прийти в другой раз, но потраченного времени было просто жаль и потому попасть хотелось все-таки сегодня. Настойчивость и выносливость были вознаграждены сполна. Выставка произвела ошеломляющее впечатление. Впервые довелось видеть такое внушительное количество работ мастера, собранное в одном месте. Видно было с какой любовью и бережностью составлялась экспозиция. Пламенеющие закаты, чарующее сияние лунной ночи, бескрайние дали, заснеженные вершины гор, черные грозовые облака, жаркий летний день – все слилось в величественную симфонию жизни. При каждом взгляде на картину странное чувство космичности охватывало душу и казалось, что она растворяется в бесконечности и грандиозности пространства, отраженного великим мастером. Организаторам выставки, на наш взгляд, удалось главное – они сумели не только рассказать об эволюции творчества художника, его экспериментах с цветом и светом, они смогли отразить его мировоззрение, не побоявшись причислить его к плеяде первых художников-космистов, среди которых назывался и Николай Константинович Рерих. Недаром Н.К.Рерих, будучи одним из прославленных учеников А.И.Куинджи, величал его своим Учителем жизни, подчеркивая мудрость и глубинное осознание им сущности природы.

Но если почет и уважение в Третьяковке были оказаны Учителю – А.И.Куинжди, то почему столько пренебрежения и умаления Государственный музей Востока выказал к творчеству его великого ученика – Н.К.Рериха? Выставка, посвященная ему, а также членам его семьи была открыта в отреставрированном павильоне ВДНХ [1] в начале сентября, можно сказать, параллельно с выставкой А.И.Куинджи. Организаторы из ГМВ, так же как и в случае с выставкой в Третьяковке, заявили на нее рекордное количество работ [1]. Правда, большинство из них принадлежат общественному Музею имени Н.К.Рериха Международного Центра Рерихов. Одни находились в его экспозиции и хранилище до погрома 2017 года, другие были бессовестно присвоены Государственным музеем Востока много лет назад. Да и громкое название, придуманное организаторами выставке, – «Рерихи. Сохраняя культуру» – в свете последних событий (захват усадьбы Лопухиных и всего рериховского наследия, погром общественного Музея имени Н.К.Рериха и, наконец, требование демонтировать памятники Рерихам) звучало то ли кощунством, то ли издевательством. На самом деле этой выставке больше подошло бы другое название – «Выставка награбленных трофеев», и какими бы высокими словами свой грабеж ни прикрывали «деятели» из ГМВ, он таковым и останется в истории.

Символично, что рекламный баннер с портретом Н.К.Рериха, встречавший посетителей при входе в павильон, располагался где-то внизу, так что Николай Константинович был даже ниже уровня глаз и казался как бы «вросшим» в каменный пол. Тем не менее на открытии куратор выставки В.А.Росов уверенно апеллировал к идеям Н.К.Рериха, заявив: «Все ценности и сокровища культуры должны быть так же охранены, как сохраняется Родина – эта основная мысль Рериха, она здесь воплощена в этой выставке» [1].

Так, в один из солнечных осенних дней мы отправились и на эту выставку, чтобы полюбоваться работами мастера, а заодно посмотреть, как в экспозиции удалось воплотить заявленную куратором идею. Мы рассчитывали увидеть документы, брошюры, картины, посвященные Пакту Рериха, которые у ГМВ имеются в большом количестве, полотна, изображающие святыни различных народов: памятники старины, буддийские ступы, петроглифы и т.д. Словом, всё то, что призывали защищать Рерихи.

В отличие от выставки работ Куинджи на выставке его ученика, которая, без сомнения, располагалась в одном из самых привлекательных и оживленных мест Москвы, было безлюдно.

Скучающая кассирша предложила начать осмотр с боковой галереи, где представлено большое количество гималайских этюдов мастера, изъятых у МЦР и развешенных «ковровым» способом. Между тем директор музея А.Седов с гордостью сообщил на открытии, что зрители в таком большом количестве Гималаи Н.К.Рериха увидят впервые [1], хотя на самом деле они долгое время демонстрировались и в постоянной экспозиции общественного Музея имени Н.К.Рериха, и как передвижные выставки по городам России и зарубежья. «Цветастый ковер» Гималайской серии «разбивали» масштабные картины С.Н.Рериха, на которых царило предчувствие надвигающегося апокалипсиса. Эти полные боли и тревоги полотна, пожалуй, очень точно передавали весь тот ужас, который сотворили с наследием Рерихов в России, и ясно указывали на «красную черту», к которой из-за забвения культуры совсем близко подошел современный мир.

Далее источник:   http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=6026