Без прошлого нет будущего

К юбилейным датам -150- летию Николая Константиновича Рериха, 145-летию Елены Ивановны Рерих, 120 – летию Путешествия Рерихов по «старине» России.
Н.К.Рерих – выдающийся художник и ученый, писатель и философ, инициатор принятия первого в истории международного договора, направленного на сохранение и защиту культурного наследия человечества – Пакта Рериха и его Знамени Мира, создатель научного института, путешественник и общественный деятель международного масштаба, неутомимо боровшийся за сохранение культурных ценностей России и всего человечества, популяризатор культурных достижений разных народов, просветитель, утверждавший основой всей человеческой жизни Культуру, Знание и Красоту. Е.И.Рерих – глубочайший философ и мыслитель, автор ряда книг по философии и религии Востока, сотрудница Великих Учителей человечества, персонифицирующих собой одухотворенный космос и его Иерархию. Е.И.Рерих выполняла важную миссию на планете

Земля, одним из результатов которой стала подготовка и публикация книг Учения Живой Этики, несущего новые знания человечеству, необходимые ему для перехода на новый эволюционный виток.
«Не знающий прошлого не может думать о будущем». Почему так сказано? И какое оно, это прошлое? Что в нем? Оказывается, ответы на вопрос о связи времен – прошлого настоящего и будущего можно найти в богатейшем Наследии нашего замечательного соотечественника – Н.К. Рериха, который открывал в начале 20 века красоту истории России через изучение сокровищ древнего искусства и произведений культуры.
Открывшаяся в филиале Библиотечного центра «Екатеринбург» экспозиция «Красота старины – устой настоящего и мост в будущее» по материалам, предоставленным Международным Центром Рерихов г. Москва, побуждает более глубоко изучить достояние российских древностей – архитектурных комплексов, икон, произведений народного искусства и ремесел, костюмов, а также переоценить значимость устного народного творчества, языка, былин, сказаний, жизнеописаний подвижников, обрядов, музыки.
Совершив в начале 20 в. путешествие по древним городам России, Н.К. Рерих со своей супругой Е.И. Рерих оставили нам живое свидетельство (в некоторых случаях, единственное) рукотворной древней красоты, которая питала народный дух отечества. Во многом это путешествие шло путями «Светлого Наставника Народа Русского», как называл художник особо почитаемого им Сергия Радонежского.

В своей деятельности на посту Директора императорской рисовальной школы, в отчетах об экспедиции в археологическом обществе, в докладе императору, в многочисленных публикациях, в своем художественном, театральном творчестве того времени Н.К. Рерих воплощал любовь к древней Руси, к её «старине», всячески призывая любить эту старину, не принижать, не примитизировать, не искажать новоделами и переписыванием, поскольку она ближе к истокам, которые еще предстоит открыть в будущем. Познавая мудрость народа в этнографических и исторических исследованиях, в архитектурной гармонии построек с природными комплексами, Н.К. Рерих открыл современникам пласты разнопланового народного творчества, не уступающего, а в ряде случаев и превосходящего по замыслу и исполнению привносимых западных образцов: «Красота – главнейшая духовная сила, движущая народами: она является преемственным и непрерывным творчеством народной души».
Путешествие по России приблизило и укрепило Н.К. Рериха в его главной цели жизни - Центрально-Азиатской экспедиции, где он продолжил исследовать и открыл истоки переселения народов Евразии, в том числе и на территорию России, связь с народами Сибири, Срединной и Центральной Азии, Монголии, Индии, Тибета. Подобные открытия стали возможны благодаря сохранившейся «старине» в её различных проявлениях. Понимая всё значение объектов культурного наследия для будущего развития науки, образования, государственности, мирного эволюционного развития человечества, Н.К. Рерих впервые выступил с удивительной инициативой планетарного значения - он предложил всемирный охранительный Договор, получивший название Пакт Рериха. Этот защитный Пакт, предусматривал особую охрану объектов культурного наследия, над которыми развевается защитный знак – Знамя Мира. Пакт Рериха был принят в 1935 году на государственном уровне 21 страной, что вывело на новый виток развития идею Н.К. Рериха по защите Культуры, понимаемой им как «почитание Света». «Мир через Культуру» - принцип будущего мироустройства - был заложен Рерихами во время того далекого путешествия «по старине».
Открывшаяся выставка экспонировалась в сентябре 2024 года в Музее Золота (г. Березовский), где ее посетили более 1300 студентов, школьников, исследователей, горожан, оставивших восторженные отзывы как о самом содержании экспонатов, так и о лекциях, программах и мастер-классах, проведенных в пространстве исследования «красоты старины». Восемь занятий и семь мастер-классов "В поисках древностей" посетили 105 чел.
Сделанные с большим вдохновением экспонаты выставки, подготовленной Уральским Центром духовной культуры (г. Екатеринбург), безусловно побуждают посетителей глубже проникаться идеями любви к родной истории, старине, к достояниям культуры.
Из литературного наследия Н.К.Рериха - очерки "Старые годы", "Народ", "Душевность", "Русская икона", "Русская слава", "Великий Новгород", "Псков", "Сокровища российские", "Грамоты", "Народность", "Русскость", "Панацея", "Беловодье", "Софийский собор", "Чаша неотпитая", "Самое первое", "Археология", "Нумизматика", "Театр", "Симфония жизни", "Академия художеств", "Лада", "Зарождение легенд", "Сокрытия", "Радость искусству", "На страже мира", "Будем бережливы", "Знамя мира", "Охранителям культурных ценностей", "Не замай!", "Великому народу русскому", "Земля обновленная" , «Тридесятое царство», "Предрассудки", "Будущее", "Подвиги", "Договор", "Скрыня", "Новая земля", "Счастье", "Вестники", "В грозе и молнии", «Гусь лапчатый», "Ужас", "Могуча Русь" и др. Н.К.Рерих. ЛИСТЫ ДНЕВНИКА. т.2