Посвящается 90-летию Пакта Рериха и
80-летию Победы в Великой Отечественной войне
В 2025 году будут отмечаться два знаковых юбилея: 80-летие Победы советского народа в Великой Отечественной войне и 90-летие подписания первого международного «Договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников» (Пакта Рериха). Эти события тесно связаны между собой. Николай Константинович Рерих (1874–1947), автор этого документа был убежден, что только защита и развитие культуры принесут мир на Землю. «Мир через Культуру» – так коротко и ясно сформулировал он основную идею Пакта. Победа над войной – это победа мира и культуры.Н.К.Рерих известен как великий русский художник, автор более 7000 живописных полотен, десятков литературных трудов, мыслитель, ученый, путешественник, общественный деятель. Но прежде всего он был патриотом России и верил в ее великое будущее. В 1936 году Николай Константинович писал: «Великая Родина, все духовные сокровища твои, все неизреченные красоты твои, всю твою неисчерпаемость во всех просторах и вершинах – мы будем оборонять. Не найдется такое жестокое сердце, чтобы сказать: не мысли о Родине. И не только в праздничный день, но в каждодневных трудах мы приложим мысль ко всему, что творим, о Родине, о ее счастье, о ее преуспеянии всенародном. Через все и поверх всего найдем строительные мысли, которые не в человеческих сроках, не в самости, но в истинном самосознании скажут миру: мы знаем нашу Родину, мы служим ей и положим силы наши оборонить ее на всех ее путях».Служение Родине и Культуре было главным в жизни и деятельности Н.К.Рериха.Будучи свидетелем нескольких войн, он понимал, какие чудовищные разрушения они несут. Гибнут не только люди, но и бесценные сокровища культуры, необходимые для дальнейшей эволюции человечества. В 1929 году Н.К.Рерих обращается к международному сообществу с инициативой подписания Договора о защите культурного наследия, который утверждал необходимость сбережения сокровищ культуры, как в военное, так и в мирное время. В качестве отличительного флага этого Договора художник предложил «Знамя Мира», которое представляет собой белое полотнище с тремя соединенными амарантовыми сферами в круге того же цвета. Они символизируют прошлое, настоящее и будущее в круге Вечности или синтез искусства, науки и религии в кольце Культуры. Николай Константинович объяснял, что исходной идеей для этого символа стала икона Андрея Рублева «Троица». В дальнейшем он обнаружил, что этот знак Триединства встречается в истории и культуре многих народов. По мысли Николая Константиновича Знамя Мира должно развеваться над всеми объектами культуры и символизировать их всемерную охрану.Проект Пакта, выдвинутый русским художником, получил всемирное признание. Многие известные деятели культуры и науки с готовностью поддержали эту идею. Среди них писатели Ромен Роллан, Бернард Шоу, Герберт Уэллс, Томас Манн, поэт Рабиндранат Тагор, ученый Альберт Эйнштейн и другие. Развернулось широкое общественное движение за принятие Пакта. Все члены семьи Николая Константиновича: супруга – Елена Ивановна Рерих, уникальный философ и писатель, а также два сына, Юрий Николаевич, известный ученый-востоковед, и Святослав Николаевич, выдающийся художник, ученый, педагог, всегда поддерживали его и стремились, чтобы идеи Пакта вошли в жизнь.Рерихи были убеждены, что Культура является духовной основой жизни человека и общества, необходимым условием для выживания всей планеты. Расширение пространства Культуры способствует сотрудничеству всех народов и предотвращению войн. «Мы устали от разрушений и взаимного непонимания. Лишь Культура, лишь всеобобщающие понятия Красоты и Знания могут вернуть нам общечеловеческий язык» - писал Николай Рерих. По его мнению, «Пакт для Защиты Культурных Сокровищ нужен не только как официальный орган, но как образовательный закон, который с первых школьных дней будет воспитывать молодое поколение с благородными идеями о сохранении истинных ценностей всего человечества».В 1935 году Пакт Рериха был подписан представителями 21 государства Америки. В 1954 году он лег в основу разработанной ЮНЕСКО «Конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта», подписанной представителями 56 государств, в том числе и Советского Союза. Так Пакт Рериха заложил правовые основы деятельности ЮНЕСКО.Накануне Великой Отечественной войны Николай Константинович утверждал «Защита Родины есть и оборона Культуры». Родина не мыслима без сокровищ культуры, которые являются бесценной памятью поколений. Эти неисчислимые духовные богатства включают человека в цепь культурно-исторической преемственности и формируют сам народ, поэтому необходимо помнить прошлое своей страны, чтить память ее героев, бережно относиться «ко всем ее неизреченным Красотам».В годы войны Николай Рерих, находясь вдали от родины среди величественных Гималаев, всемерно укреплял связи Индии с Россией и верил в их нерушимый союз. Изучая культуру Индии, художник находил в ней много общего с русской культурой, поэтому считал ее не чужбиной, а «родной сестрой Руси».Николай Константинович с первых дней Великой Отечественной войны использовал все возможности, чтобы помочь Родине, а его сыновья обратились в советское посольство в Лондоне с просьбой о зачислении добровольцами в Красную армию. Вместе с сыном Святославом художник устраивал выставки, а все деньги, вырученные за продажу картин, перечислял в фонд Красной армии. Он публиковал патриотические статьи в газетах и выступал на радио в поддержку советского народа. Даже в самые критические дни войны он выражал твердую уверенность в победе: «Спорили мы со многими шатунами, сомневающимися. Лжепророки предрекали всякие беды, но всегда говорили мы: “Москва устоит!”, “Ленинград устоит!”, “Сталинград устоит!”. Вот и устояли! На диво всему миру выросло непобедимое русское воинство!», – писал Н.К.Рерих в 1943 году. В эти грозные для России годы художник создал целый ряд картин – «Князь Игорь», «Александр Невский», «Победа», в которых, показывая героические сюжеты из русской истории, предрекал победу наших воинов задолго до окончания войны. «Спас Нередица», «Борис и Глеб», «Ярослав Мудрый» и другие картины воспевают духовную силу и благородство народа. Они полны верой в лучшее будущее нашей страны.Всех хранителей и защитников культуры Н.К.Рерих считал настоящими героями, которые в военное время беззаветно защищали свою Родину и ее культурное достояние. Благодаря их подвижничеству были сохранены дворцы Санкт-Петербурга (Ленинграда), музеи Новгорода, Пскова, Севастополя и многие другие. Советские воины спасли обреченные на полное разрушение европейские города – Вену, Краков и другие. Николай Рерих и все члены его семьи тоже были героями, поставившими перед человечеством ключевой вопрос о спасении культурного наследия для сохранения мировой цивилизации и предложившими путь его решения.Не только в ходе вооруженных конфликтов гибнут памятники истории и культуры, но и в мирное время. Из-за равнодушия человечество ежедневно теряет десятки бесценных сокровищ. Н.К.Рерих очень точно назвал это явление - «тихие погромы». Выдающийся деятель культуры России, академик Д.С.Лихачев был убежден: «Каждый памятник разрушается навечно, искажается навечно, ранится навечно. И он совершенно беззащитен, он не восстановит самого себя». Культура – это невосполнимый ресурс. Сбережение культурного наследия – это благородное дело каждого во имя сохранения памяти поколений и устремления в будущее.