В материалах выставки её автором О.А. Пестоловой талантливо представлена эволюция уникального народного искусства - Гжель, особенности, история и источники духовного вдохновения мастеров русского фарфора.
«Только искусство, красота способны превозмочь грубость, способны возвышать душу, будить мысли о высоком назначении человека. Постижение искусства – путь к усовершенствованию человечества». Н.К.Рерих
«Опять очищается мысль о назначении искусства – украшать. Украшать жизнь так, чтобы художник и зритель, мастер и пользующийся объединялись экстазом творчества и хоть на мгновение ликовали чистейшей радостью искусства». Н.К.Рерих
«Не измерение, а впечатление нужно в искусстве. Без боязни преемственности, строго сохраним принцип, что красивое, замечательное, благородное всегда таким и останется, несмотря ни на что. Нам есть, что вспомнить ценное в глазах всего мира». Н.К.Рерих
Во всех концах нашей Родины и далеко за ее пределами славятся изделия гжельских мастеров. По белому фарфору сочной синей подглазурной кобальтовой росписью рождены цветы. Не буйством красок, а спокойной притягательной силой обладают высокохудожественные изделия. Гжельский промысел имеет многовековую историю. Гжель – это не только название района, объединившего 27 сел и деревень в Подмосковье, но и название старинного народного промысла, где производят уникальный фарфор с ручной синей росписью. В Гжели трудятся потомственные керамисты, обладающие секретами мастерства и любовью к делу. Современные художники и мастера Гжели преумножают славу древнего народного промысла. От гжельской росписи исходят тепло и покой, она радует глаз и душу. Здесь живут люди, которые умеют дарить радость.
Издревле прослеживается общая символика у многих народов мира. Знаки и символы пришли на Землю еще в древности, вместе с мифологическим мышлением человечества. Символические изображения повторяются у разных народов в разных вариантах, но несут один и тот же смысл: Мир, Любовь и Жизнь.
Человек всегда ощущал свою связь с Космосом, с Красотой. Он одновременно нес этот Космос в себе, так как космические ритмы определяли всю его деятельность.
Носителями и хранителями художественного канона являются мастера – творцы, мастера – ремесленники. Из поколения в поколение передают свои знания и умения. Из века в век шлифуется накопленный опыт, сохраняя лучшее, создавая поистине совершенство технологии, формы и колорита. Сохранению культурных традиций и высокого уровня народной культуры мы обязаны творцам – мастерам народного творчества. Они несут миру дар преображения через Красоту, поднимая человеческий дух на новые высоты.
Ученый историк, исследователь творчества Рерихов, академик РАЕН Л.В.Шапошникова в статье «Тернистый путь Красоты» поясняет: «Спектр понимания и восприятия Красоты в нашем плотном мире огромен и беспределен. Каждый индивидуум имеет свой мир Красоты (если, конечно, имеет). Красота, в ее истинном понимании, представляет собой тонкую и высоковибрационную энергетику и является не только важнейшим фактором в эволюции человечества, но и олицетворяет собой творческую силу в космосе как таковом. Она возникает в таинственном пространстве Космического Магнита, где в необозримом океане энергий складываются и рушатся бесчисленные формы различных состояний материи. И только она, Красота, придает им устойчивость и эволюционную завершенность. Сам же Космический Магнит, являясь Сердцем и Разумом Мироздания, творит и действует по строгим законам Красоты. Все космические веления соответствуют этой Красоте, все проявленные формы несут в себе энергетику этой Красоты. Красота, заключая в себе гармонию энергетики, превращает хаос в Космос на всех уровнях, начиная от миров различных состояний материи и кончая духом человека, который она одаривает способностью создавать самое главное в его жизни – культуру, существование которой без Красоты невозможно».
Выставка рассказывает о тайнах и традициях этого удивительного народного промысла, формирующего высочайшие образцы русской культуры.