Если человек любит Родину, он в любом месте земного шара приложит в действии все свои достижения и ничто не воспрепятствует выразить на деле то, чем полно сердце… Русскому народу не страшны испытания, претворятся они в достижения».
Директор Фонда защиты природы «Природа и жизнь» г. Екатеринбург Н.С. Демина в своем выступлении привела слова Николая Константиновича Рериха о России: «Великая Родина, все духовные сокровища твои, все неизреченные красоты твои, всю твою неисчерпаемость во всех просторах и вершинах – мы будем оборонять». «Его слова, - отметила выступающая, – это и признание в любви к Родине и призыв ко всемерной защите Ее. Таково было отношение Николая Константиновича к России. В своем творчестве он многократно обращался к русской истории, русской старине, размышлял о русском народе, его душе и истоках его силы. И не случайно эта Выставка открывается именно в Краеведческом музее, в таком интересном филиале. Она познакомит нас поближе с еще одним Гением русской земли. Мы благодарны за такую возможность, и пусть ширится пространство Культуры».
Заместитель директора Березовского МАОУ СОШ №29 «Школа на твоем берегу», пос. Старопышминск А.В. Рогачева поделилась вдохновительными для педагогики идеями Н.К. Рериха в краеведении: «Его путешествие вместе с женой Еленой Ивановной Рерих в 1903–1904 годах по древнерусским городам «По родной старине», 120-летие которого отмечается в этом году заложило магнит туристических маршрутов «По Золотому кольцу», побуждая изучать и сохранять сокровища русской архитектуры, иконописи, памятников устного творчества, народного фольклора. Маршрут историко-археологической экспедиции Н.К. и Е.И. Рерихов пролегал через сорок древних городов, включая Ярославль, Суздаль, Ростов Великий, Изборск, Смоленск, Владимир, Боголюбово, Углич, Звенигород, Юрьев-Польский, Казань и другие. Итогом этих путешествий стала большая серия живописных работ мастера, состоящая из более 80 архитектурных этюдов, которая была показана на выставке в Петербурге, вызвала большой резонанс и привлекла внимание общественности к проблеме сохранения наследия прошлого. Бедственное состояние национального достояния страны сильно удручало художника. Тихие погромы, неудачная реставрация, многочисленные пристройки и надстройки зданий, небрежное поновление старинной иконописи возмущали Н.К. Рериха. В защиту их сохранности он опубликовал множество статей и очерков в газетах и журналах. Призывая государство участвовать в защите памятников истории и культуры, Рерих обращался не только к государственным деятелям, но считал необходимым просвещать и привлекать широкую общественность для участия в этом благородном деле.
Позднее Н.К. Рерих разработал международный договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников – Пакт Рериха, символом которого стало Знамя Мира. Оно представляет собой белое полотнище с изображением в центре большой окружности трех малых кругов, знаменующих единство прошлого, настоящего и будущего в пространстве вечности. Знамя Мира предваряет экспозицию Выставки. Материалы, раскрывающие Рериха как художника-архитектора, археолога, использующего новейшие достижения науки, этнографа. Досконально зная основы архитектуры древней Руси, он не однажды участвовал в создании проектов храмов, писал эскизы для фресок и иконостасов, 17 лет выстраивал образовательную деятельность в возглавляемом им учреждении в России. Как историк Рерих, изучая памятники старины, фольклор, записывая предания и легенды народов, искал и находил связующие нити Востока и Запада, влияющие на формирование истинно русской синтетической культуры».
Завершилось торжественное открытие прочтением стихотворения Н.К. Рериха «Любовь» Мочалиной Кирой, ученицей 4 класса школы № 146 г.Екатеринбурга, и выступлением народного ансамбля «Злата реченька», пос. Старопышминск (музыкальный руководитель А. Д. Пономарёв).
Символично, что на исторической земле города, насчитывающего трехсотлетнюю историю, на его самой старинной улице, на земле, где Император, победивший Наполеона в шахтах копал золотоносные жилы, на земле, которую исследовали такие «любители старины» как О.Е. Клер, Д.Н. Мамин-Сибиряк, открывал «золотые дайки» П.П. Бажов, где ковался горнозаводской русский победный характер, где пролегал в 1926 году Путь Мастера с Посланием в Новую Россию, соединяющий Восток- Запад, в Международный День Культуры в Музее Золота открылась «светоносная жила», дающая новые возможности развитию культурного, научного, образовательного пространства Уральского края.
Выставка «Н.К. Рерих. Вехи духовного пути» будет работать до 30 мая 2024 года.