Пятнадцатые региональные мультидисциплинарные педагогические чтения "Педагогика Культуры. Учитель - создатель ценностей"

8 февраля 2025 года в г. Екатеринбурге в очно-заочном режиме состоялись Пятнадцатые региональные мультидисциплинарные педагогические чтения «Педагогика Культуры. Учитель -- создатель ценностей», посвященные уникальному российскому Наследию плеяды русских воспитателей и просветителей – Сергия Радонежского, М.В. Ломоносова, В.Г. Белинского, А.И. Герцена, К.Д. Ушинского, В.В. Стасова, Л.Н. Толстого, К.И. Тенишевой, К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского, Н.И. Пирогова, В.И. Даля, С.И. Ожегова, П.П. Чистякова, А.И. Куинджи, П.П. Блонского, о. Павла Флоренского, о. Иоанна Кронштадского, К.Н. Венцеля, Н.К. Крупской, П.Ф. Лесгафта, С.Т. Шацкого, Л. Выготского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и др. Особенность современного этапа «времени

героев» России, проявляется в необходимости смещения акцентов в воспитании и образовании в сферу осознания ценностного потенциала человека, традиций служения Родине, возвращения истинных смыслов бытия. Богатство подвижнических идей, заключенных в трудах российских просветителей, воспитателей, педагогов, в условиях трансформирующейся реальности по-новому открываются педагогическим сообществом.
Памятные даты 2025 года -- 80-летия Победы СССР в Великой Отечественной войне, 90-летия Международного договора о защите Культуры, разработанного нашим соотечественником мирового масштаба – всемирно известным художником, педагогом, общественным подвижником-миротворцем Н.К. Рерихом, способствуют осознанию педагогического значения уникального Наследия соотечественников. Современники отмечали особую охраняющую традиции и духовные ценности педагогическую и воспитательную деятельность всей необыкновенной семьи Рерихов. Их опыт на ниве воспитания включает следование принципам вдохновенного Воспитателя народа русского Преподобного Сергия Радонежского, организацию особых учебных заведений на принципах возвышающего и вдохновляющего творчества, экспедиций «по русской старине», содействие развитию талантов воспитанников в лучших учебных заведениях России, Индии, Монголии и других стран Европы, Азии, Америки, что безусловно может обогатить сокровищницу Педагогики Культуры новой России. Великая русская подвижническая семья, созданная Рерихами на основе следования российским духовным ценностям героизма, патриотизма, любви к Родине и ее народу, подвижнически посвятившая себя служению будущей России, выступает образцом одухотворенной педагогики в условиях возвращения истинных жизненных смыслов в изменяющемся мире.
Глубокое понимание закономерностей общественного исторического развития, внутреннего мира человека, его духовной эволюции, возвышающие образы дают бесценное вдохновение для педагогического творчества – радостного со-творчества людей - взрослых и детей в познавании мира, своего предназначения в нем, родины, души народа (выраженных по определению Мастера в памятниках, сказках, былинах, песнях, промыслах и т.п.), радость преодоления, созидания и светлого преображения, улучшения себя через творение Красоты.
В педагогическое творчество внесена новая привлекательная концепция Реальности, миропонимания и мироощущения – культурное измерение, эволюционное, героическое, подвижническое, связанное с Высшим творчеством через Красоту, Искусство и Культуру. Возвышена значимость для образования таких сфер Красоты, которые формируют когнитивные (познавательные) способности человека – язык (литература, поэзия), художественное творчество, музыка, театр, история. Дан пример успешных педагогических практик новой педагогики и методов развития личностей – коллекционирование Прекрасного, погружение в смыслы слов, изучение устного творческого наследия, народного искусства и рукотворчества, разработка композиции художественных образов как основы созидания смыслов, изучение ярких людей, героев, подвижников, их жизненных путей и подвигов и мн. др.
Идея Чтений уже 15 лет вдохновляет педагогическое сообщество Свердловской области из образовательных учреждений различного уровня и педагогической направленности – преподавателей Вузов, колледжей, школ и дошкольных учреждений, задумывающиеся о целостной концепции воспитания, просвещения и образования, формирующих систему культурного развития для будущей России (https://ucdk.ru/pedagogika_kulturi).
Изучение богатейшего Наследия российской педагогики позволяет, опираясь на традиционные российские ценности воспитания и просвещения, открытия современной науки, сформировать ориентиры для созидания России как страны Культуры и жизненную программу, культурный код её будущего народа – защитника красоты, победителя, труженика, светлого творца.
Для раскрытия опыта воспитания, просвещения и сохранения истинных традиционных ценностей, развития просвещенного взгляда на развитие с детства на педагогических чтениях было предложено обсудить вопросы Наследия российской педагогики по направлениям:
1. Сохранить Культуру – сохранить Родину.
2. Герой – защитник Красоты и Культуры. Без Героя – нет народа.
3. Сказы, былины, песни, игры – картина мироустройства и жизненная программа Человека.
4. Учитель и ученик: радостное познавание мира и сотворчество для общего блага (наблюдение, раскрытие ребенка, создание развивающей среды).
5. Дружелюбие и добротворчество: воспитание героя каждого дня.
6. Подвижники и герои в моей семье: сокровища памяти и современности народной.
7. Проходить жизнь в победном труде. Жизнь – это бесконечный радостный красивый победный самоотверженный труд.
В рамках Чтений подведены итоги тематических конкурсов работ воспитанников:

1. Герои России: справедливость, героизм, самоотверженность -- черты характера героя, «русский дух»
2.Герои в моей семье
3. Защищаю Мир в моей семье: дружба, сотрудничество, любовь
4.Мой труд для Победы, для Мира, для Новой Родины
5.Герои-Подвижники – миротворцы (Сергий Радонежский, Н.К. Рерих и др.)
6. Защитники Культуры и Красоты уменьшают пространство войны, защищают Будущее.
7.Знамя Культуры – Знамя Победы
8. Героические сказки будущего
  На конкурсы принимались произведения, творческие работы детей - стихи, сочинения, рисунки, пластика, поделки, фото и видео презентации.
 Педагогические чтения нацелены на обмен новыми идеями в области культурного педагогического взаимодействия с родительским сообществом, практическим опытом, разрабатываемым педагогами-практиками образовательных учреждений Свердловской области и в Мастерской педагогического творчества УЦДК.
На основании представленных тезисов докладов сформирован сборник лучших практик Педагогики Культуры.

Оргкомитет XV педагогических чтений